Регион-Пресса
  
Новости
       
 
Информация
           

 

 
Российский рынок рекламы в прессе в 2007 году
 

Российский рынок рекламы в прессе в 2007 году

Объем российского рынка рекламы в печатных СМИ впервые превысил 50 млрд. руб. и составил, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), 51,9 млрд. руб.

В 2007 году рынок в целом демонстрировал устойчивый рост, но его темпы, как и предполагали эксперты, несколько замедлились: в рублёвом исчислении рекламный рынок страны вырос в 2007 году на 26% против 27%[1] в 2006 году и составил 228,7 млрд. руб.

Темпы прироста рекламы в печатных СМИ в 2007 г. выросли по сравнению с предыдущим годом с 13% до 16%[2]. Совокупная доля печатных СМИ в общем рекламном «пироге» сократилась с 24,7%[3] до 22,7%, что однако сохраняет за прессой роль второго после ТВ крупнейшего медиаканала в России — по аудиторному охвату и объему рекламы.

Следует учесть, что данные АКАР о рекламных доходах издателей печатных СМИ не включают их доходы от интернет рекламы и рекламы на других носителях. Между тем, реклама в Интернете росла беспрецедентно высокими темпами (+92%) и +33% – реклама на прочих носителях, – хотя их суммарная доля в общем объеме рынка пока еще невелика (3,6%) и не оказывает чувствительного влияния на показатели роста всего рынка в целом. Перспектива сохранения опережающих темпов роста в этих двух сегментах очевидна, особенно, в сегменте интернет-рекламы.
По декабрьским (2007 года) оценкам ZenithOptimedia, мировой объем интернет-рекламы в 2007 г . составил 8,2% от всех медийных рекламных бюджетов. В то же время практически по всему миру не менее трети интернет-рекламы приходится на веб-ресурсы традиционных СМИ.

Комбинация «бумажных» и онлайновых (цифровых) носителей доставки контента все более естественна для российских издателей. Это позволяет им не только расширять аудиторное покрытие, но и увеличивать рекламную емкость своих брендов. Следование в русле этой тенденции компенсирует издателям потери в темпах прироста «бумажной» рекламы и позволяет увеличить общий объем рекламных доходов.
Более половины прироста в 2007 г . обеспечила журнальная реклама, порядка трети — газетная. Информационно-рекламные издания выросли лишь на 0,9 млрд руб., в то время как журнальные на 4,2 млрд. руб. (+22%) и газетные на 2,2 мдрд руб. (+23%) Информационно-рекламные издания, на которые приходится почти треть всего рынка печатных СМИ (16,9 млрд. руб.), продолжают замедлять темпы прироста. В среднем по рынку прирост этого сегмента составил 6%, причем на наиболее зрелых рынках рекламно-информационные издания показали отрицательные темпы прироста рекламы. Это не могло не сказаться на конечных совокупных показателях роста по печатному сегменту в целом: общий прирост составил всего +16%.

Самые «рекламоемкие» в категории нерекламных печатных СМИ по-прежнему журналы: на них в 2007 г . рекламодатели потратили 23,4 млрд. руб. В то же время газетная реклама второй год подряд превышает прогнозы экспертов: в 2007 г. она росла наивысшими темпами в сравнении с другими сегментами прессы. Ее совокупный объем составил в 2007 г. 11,6 млрд. руб.

С высокой долей уверенности можно ожидать сохранение высоких темпов прироста объемов рекламы в газетах и в журналах в 2008 г.  Этому в существенной степени спрособствуют вступившие в силу поправки в действующий Закон о рекламе: сокращается рекламное время на ТВ, вводится дополнительные требования к рекламе отдельных категорий (лотереи, фармацевтика, финансовые услуги и др.), ограничивается рекламное присутствие табака, алкоголя, азартных игр и пр.

К другим факторам, определяющим дальнейшее развитие рекламы в прессе, относятся:

  • повышение полиграфического качества прессы, особенно в регионах, —  как следствие обновления и расширения существующих типографских  мощностей;
     
  • рост благосостояния и потребительской активности и связанный с ним активный запуск новых проектов в регионах, особенно в журнальном сегменте;
     
  • возрастающее влияние интернета и цифровых носителей.
     

Увеличение количества новых СМИ приводит к фрагментации аудитории.

Рекламный рынок прессы сокращается по отношению к общему объему рекламы в России. Этот вывод, неутешительный для многих рекламодателей, подтверждают и такие факты, как уменьшение совокупного тиража газет и журналов и даже снижение средних продаж за один номер. Не последнюю роль играет здесь и неразвитость рынка распространения, и рост издержек. Стать участником печатного рынка становится все дороже, а чтобы продать свою продукцию и рекламные площади приходится вводить демпинговые цены. Масло в огонь подливают законодательные и налоговые проблемы, недостаток отраслевой статистики и квалифицированных кадров в издательствах. На общую ситуацию влияет и то, что все чаще российские политические структуры проявляют интерес к прессе, доселе независимой от них.

Что касается адресата печатной информации, то сегодня наблюдается… явная стагнация читательской аудитории (преимущественно — ее молодежной части). Специалисты в области медиабизнеса прогнозируют частичный отток читателей в интернет.
Уже сейчас одной из явных тенденций стало повышение роли online-СМИ. Запускаются как новые порталы, так и интернет-версии давно существующих журналов и газет.

Продолжается развитие бесплатной прессы («Мой район», «Метро»), а также, изданий о звездах и личных финансах. Сюда же можно отнести издания класса «люкс», а также, нишевые и клиентские проекты. Журналы стандартного формата теперь нередко издаются и в мини-форматах («Elle», «Cosmopolitan», «Самая», «Женские секреты»). Таким образом, они становятся более удобными и приемлемыми по цене для многих потребителей.

Отечественные и международные бренды все чаще выходят в регионы и страны ближнего зарубежья. Так журнал «Hello» обосновался в Украине, «Playboy» — в Грузии, а журнал «Антенна-Телесемь» распространяется в 65 городах России.

Новых СМИ становится все больше, что неизбежно вызывает фрагментацию аудитории. Это можно считать основной тенденцией современного российского медиарынка. Растет количество игроков в этом сегменте рынка.

При этом, времени на потребление медиа у человека не становится больше. Следовательно, аудитория рассредоточивается по разным каналам коммуникации. Рекламодателю становится все сложнее найти свою целевую группу и единственно возможный выход — грамотное медиапланирование и выверение медиа-миксов.

 

  
Статистика
   регионов 96 
   городов 859 
   печатных изданий 4264 
 
Выбор региона
 
Ближнее Зарубежье
Абхазия (5)
Азербайджан (13)
Армения (13)
Белоруссия (37)
Казахстан (62)
Кыргызстан (26)
Латвия (44)
Литва (0)
Таджикистан (34)
Туркменистан (3)
Узбекистан (5)
Украина (67)
Эстония (8)
 
Дальневосточный
Амурская область (15)
Еврейская автономная область (1)
Камчатский край (4)
Магаданская область (1)
Приморский край (58)
Республика Саха (Якутия) (13)
Сахалинская область (18)
Хабаровский край (34)
Чукотский автономный округ (0)
 
Приволжский
Кировская область (30)
Нижегородская область (188)
Оренбургская область (34)
Пензенская область (16)
Пермский край (31)
Республика Башкортостан (67)
Республика Марий Эл (14)
Республика Мордовия (8)
Республика Татарстан (107)
Республика Удмуртия (34)
Республика Чувашия (16)
Самарская область (78)
Саратовская область (67)
Ульяновская область (30)
 
Северо-Западный
Архангельская область (63)
Вологодская область (40)
Калининградская область (69)
Ленинградская область (102)
Мурманская область (17)
Ненецкий автономный округ (1)
Новгородская область (14)
Псковская область (68)
Республика Карелия (10)
Республика Коми (29)
 
Сибирский
Алтайский край (52)
Забайкальский край (2)
Иркутская область (38)
Кемеровская область (59)
Красноярский край (99)
Новосибирская область (94)
Омская область (56)
Республика Алтай (0)
Республика Бурятия (11)
Республика Тыва (Тува) (2)
Республика Хакасия (4)
Томская область (32)
 
Уральский
Курганская область (6)
Свердловская область (297)
Тюменская область (43)
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (46)
Челябинская область (141)
Ямало-Ненецкий автономный округ (6)
 
Центральный
Белгородская область (45)
Брянская область (18)
Владимирская область (55)
Воронежская область (87)
Ивановская область (30)
Калужская область (16)
Костромская область (10)
Курская область (13)
Липецкая область (77)
Москва (266)
Московская область (317)
Орловская область (20)
Рязанская область (33)
Смоленская область (23)
Тамбовская область (22)
Тверская область (17)
Тульская область (26)
Ярославская область (34)
 
Южный
Астраханская область (46)
Волгоградская область (90)
Краснодарский край (180)
Республика Адыгея (6)
Республика Дагестан (9)
Республика Ингушетия (0)
Республика Кабардино-Балкария (6)
Республика Калмыкия (15)
Республика Карачаево-Черкессия (4)
Республика Крым (37)
Республика Северная Осетия (Алания) (9)
Республика Чечня (4)
Ростовская область (115)
Ставропольский край (52)
 
 
   (495) 7685676 (495) 7685676