Пресса Тюмени
Как центр экономически развитого региона Тюмень привлекает к себе внимание медиабизнеса.
Однако осваиваться в городе новым изданиям становится все сложнее. В Тюменской области зарегистрировано около 500 печатных СМИ, в том числе более 260 газет и 190 журналов. Реально в свет выходят меньше. В частности, в столице региона работают до 100 газет и журналов.
Газеты
В Тюмени выпускаются более 40 газет. Газетный рынок считается насыщенным, при этом его участники в числе проблем отмечают сравнительно невысокие продаваемые тиражи и низкую коммерческую составляющую большинства изданий, определенная часть которых является бюджетными.
В городе значительное количество ежедневных газет. Помимо региональных выпусков «Комсомольской правды» для 560-тысячного населения работают четыре локальных общественно-политических СМИ, учрежденные региональными или муниципальными органами власти: «Тюменская правда» (основана в 1918 г., учредители — Администрация Ямало-Ненецкого АО, Департамент информационной политики Тюменской области, Администрация Тюмени и Администрация Тюменского района), «Тюменская область сегодня» (с 2002 г., газета Правительства Тюменской области), парламентская газета «Тюменские известия» (с 1990 г., учредители — Думы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО), «Тюменский курьер» (с 1993 г., учредители — администрация Тюмени и ЗАО «ГРЕАМ»). Газеты выходят в форматах А2 и А3 объемом от 4 до 24 полос по пять раз в неделю заявленными тиражами от 5 тыс. до 105 тыс. экземпляров.
В этой ситуации говорить об обновлении ниши не приходится. Новые общественно-политические газеты периодически появляются. Это еженедельники таблоидного формата, но они создаются под какое-то конкретное лицо, конкретную кампанию. Исчезает повод, и они исчезают тоже», — сказал главный редактор «Тюменского курьера».
На этом фоне достаточно стабилен круг основных рейтинговых СМИ. Так за третий квартал 2008 г. (средняя аудитория одного номера, % от населения Тюмени, 12+), в десятку лидеров еженедельной прессы входили: телегид «Телесемь» (21,1%), рекламно-информационные газеты бесплатного распространения «Гостиный двор» (25,8%), «Караван-Медиа» (19,8%), «Зебра-Пресс» (6,5%), газеты объявлений «Блиц» (8,3%), «Из рук в руки» (8,2%), «Ярмарка» (4,9%), региональные выпуски федеральных газет «Аргументы и факты» (10,8%), «Ямская слобода» (ИД «Провинция», 9,3%), «Комсомольская правда» (6,3%), региональный выпуск газеты «Работа для Вас» (4,9%).
В Тюмени заполнена ниша рекламно-информационных газет бесплатного распространения, самые крупные из них выходят дважды в неделю. Наиболее тиражная — «Гостиный двор» (с 1993 г., два раза в неделю, А3, 199 тыс. экз.). Ближайшие конкуренты — «Караван-Медиа» и «Зебра-пресс».
Долгое время единственной в сегменте СМИ бесплатных объявлений оставалась местная газета «Блиц» (с 1991 г., два раза в неделю, 32—64 стр., 7—10 тыс. экз.). Конкуренты начали появляться лишь через несколько лет после выхода газеты. Сегодня на рынке бесплатных объявлений также представлены местные выпуски «сетевиков» «Из рук в руки» и «Ярмарка».
Двумя газетами — «Сибирский посад» (с 1993 г., А3, 16 полос, 2 тыс. экз.) и «Вслух о главном» (с 2002 г., А3, 16 полос, 7 тыс. экз.) обозначен сектор деловых газет. «В немиллионном городе деловая газета все равно выходит за рамки бизнес-тематики, мы пишем и о политике, и о социальных проблемах, и о культуре», — говорит главный редактор ИД «Мегаполис» (газеты «Вслух о главном», региональный выпуск «Комсомольской правды», журналы «Выбирай», «Интерьер без границ», «Собака», Auto top). По его словам, деловое направление в Тюмени развито не столько в газетах, сколько в журналах и Интернете: «Интернет это быстро, удобно и каждый день, а глянец — статусно и коммерчески интересно с точки зрения размещения рекламы».
В последние годы активизировалось движение в некоторых нишах СМИ специального интереса. В частности, автомобильных газет (большинство из которых, правда, уже «закрыл» кризис) и изданий по трудоустройству. В 2006 году в городе было две газеты на рынке труда — региональный выпуск газеты «Работа для Вас» и сетевик из Екатеринбурга газета «Есть работа!» (ИЛ «ВИК-Медиа»). Сейчас стабильно выпускаются четыре: «Работа для Вас», «Есть работа!», «Работа в Тюмени», «ЗАработай». Сегодня газеты о вакансиях переживают не лучшие времена. Тем не менее, тюменская специфика оставляет их актуальными. «У нас пока нет такого повального увлечения Интернетом как в крупных городах. Многие организации еще не столь тесно сотрудничают с кадровыми агентствами. Поэтому СМИ о работе очень востребованы и основные бюджеты на поиск соискателей тратятся именно в печатных изданиях», — сообщили в редакции одной из газет.
Прогнозы по изменению тюменских газетных сегментов вследствие кризиса делать рано. Сейчас в некоторых редакциях сокращают штаты, ряд изданий выходит в урезанном объеме, с меньшей периодичностью. Ходят слухи об объединении двух дотационных СМИ, уже закрылось несколько специализированных газет, в следующем году ожидается свертывание одного-двух бюджетных проектов.
«Вместе с тем, вышли первые номера газет тюменского водоканала и местных почтовиков. Наверное, это поспешный вывод, но он как бы напрашивается: будут ужиматься государственные СМИ и частные, а вот твердо стоящие на ногах крупные корпорации смогут себе позволить иметь собственную прессу», — полагает Галина Очередко, генеральный директор газеты «Ямская слобода» (ИД «Провинция»).
«Пострадают слабые региональные проекты, появившиеся только потому, что кто-то захотел почувствовать себя в роли издателя, — считает Станислав Дейнеко. — Маркетинг СМИ в регионах в целом и в Тюмени в частности развит слабо. Издания нишево не позиционируются, они придумывают себе эмоциональные слоганы, эмоциональную историю, которая редко вяжется с теми, кто их читает, и кому они продают рекламу».
С другой стороны, кризис усиливает интерес населения к информации, на котором газеты могут выиграть. «Большая часть общества, находясь в состоянии страха перед грядущим-неизвестным, обращается именно к тем источникам, которые смогут ответить на возникающие вопросы, — рассуждает Галина Очередко. — Наше субъективное мнение, что развлекательный глянец сегодня менее актуален, чем информационная пресса. Поэтому носители, рекламный потенциал которых может быть использован более эффективно в депрессивный период, это газетная периодика».
Журналы
На 2007-начало 2008 гг. в Тюмени пришелся пик открытия новых местных журналов и появления сетевых проектов.
Чаще всего запускались автомобильные издания, сити-гиды, рекламно-информационные СМИ потребительской тематики. Последний тренд — всплеск активности премиального глянца, который обеспечили, в первую очередь, сетевые издатели: в 2008-м Тюмень освоили ключевые игроки рынка глянцевой прессы: «Дорогое удовольствие», Fashion Collection, «Стольник», Happy.
Таким образом расширилось конкурентное поле лидера рынка — шопинг-гида «Я покупаю» (ИД «АБАК-ПРЕСС», в Тюмени с 2001 г., 15 тыс. экз.). «Около четырех лет мы вообще работали без конкурентов, что помогло занять стабильную позицию и приучить рекламодателей именно к этому каналу и позиционированию», — комментирует Надежда Михайлова, руководитель проекта «Я покупаю. Тюмень». По итогам 2008 г., согласно данным ИД «АБАК-ПРЕСС», доля «Я покупаю» составила 32%, доли ближайших конкурентов — 6% и 3%.
Сетевое внимание к немиллионной Тюмени помимо преимуществ самого региона объясняется территориальной близостью Екатеринбурга и Челябинска, откуда сегодня развивается значительная часть ведущих межрегиональных изданий. В Тюмень из этих городов пришли журналы «Стольник», Happy, «Выбирай», «Интерьер без границ», «Современный дом и офис», «Загородный дом», «Банзай», National Business, «Вся мебель + интерьер», «LЕМОN», «Архитектура и Дизайн». Всего в 2008 году в Тюмени присутствовало около 20 сетевых журналов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда.
Среди причин журнального бума в целом — рост рынка, увеличение количества потенциальных рекламодателей, инвестиционная привлекательность города, отчасти — успех лидера с соблазном его повторить.
Локальные журналы представлены в разных сегментах. От специализированных изданий («Сельский Округ сегодня», «Медицина и фармация ХМАО-Югры», «Медицинский рынок. Тюменская область», «Агрофорум» — с января выпуск приостановлен, «Выставки Тюменской области» и др.) до женских («Я просто женщина» и др.), информационно-развлекательных («Dr. Праздник» и др.), деловых и финансовых («Директор-Урал», «Петрович», «Губернский деловой журнал», «В мире денег» и др.), молодежных («Дождь») и т.д.
Какие-то проекты выходили в изначально свободные ниши. Кто-то сразу попадал в плотное кольцо конкуренции. К примеру, в ноябре 2007 г. Тюмень получила журнал «Инсайдер», позиционирующийся как информационно-аналитический (А4+, 15 тыс. экз., 48 стр.). Выбор формата в редакции (ИД «Тюменская губерния») объяснили незанятостью ниши. «Большинство СМИ в городе и области, так или иначе, поддерживается администрацией. Сообразно определяется их тематика и тон публикаций. Мы от власти не зависим, позволяем себе поднимать острые темы. И в этом плане можно было рассчитывать, что журнал себя оправдает», — сказал Богдан Логинов, главный редактор ИД «Тюменская губерния».
Противоположный полюс насыщенности — сектор автомобильных изданий. По некоторым данным, в начале 2008 г. на рынке СМИ в Тюмени за «своего» рекламодателя боролись около 15 конкурентов (включая ежегодные автомобильные справочники). На сегодняшний день в городе осталась одна газета («Тюменская Автогазета») и пять журналов (Autotop, «Товар лицом», «Тюменский автосалон», ТоpCar и NewAuto. При этом, по словам Натальи Бровиной, главного редактора Autotop (журнал выходит ежемесячно с 2005 г., 12 тыс. экз., А4, 68—128 стр.), нынешнее положение многих автоизданий сказочным не назовешь: значительно падают тиражи и объемы, некоторые меняют периодичность с ежемесячной на ежеквартальную. «Автомобильный сегмент рос вместе с рынком, — говорит Наталья Бровина. — Сейчас на рынке спад, прогнозы неутешительные. Рекламодатель выбирает те источники информации, которые зарекомендовали себя и держатся в рейтингах. Это почистило наши ряды. Остаются издания сильные, грамотные, готовые работать и работать честно».
Впрочем, о спаде заявляют не во всех нишах. В частности — изданий об интерьере и строительстве. В Тюмени это журналы «Интерьер без границ», «Современный дом и офис», «Вся мебель + интерьер», «Строительство. Ремонт. Мебель» и др. По мнению представителя одного из изданий, мебельный рынок города начал расти только в последние два года. Конкуренция между мебельными магазинами, фабриками и поставщиками не такая большая как в мегаполисах. Производители и продавцы, находят покупателей и не испытывают острой нужды в рекламе, поэтому убедить их в ее необходимости не совсем легкая задача для СМИ. При этом потребность в строительных товарах и услугах растет и, судя по развитию города, количество изданий этой тематики будет увеличиваться.
Несмотря на то что численно тюменское журнальное пространство достаточно широкое (более 40 изданий), рынок остается концентрированным, со сравнительно небольшим составом качественных СМИ, значительной долей и амбициозными планами лидера.
Чтобы усилить позиции шопинг-гида «АБАК-ПРЕСС» закрыл в Тюмени два своих издания — каталог «9 Линий» и приложение «Я покупаю» «Весь ДОМ». В ИД считают их перспективы недостаточными в условиях кризиса. В целом о «кризисном» будущем своей прессы местные издатели воздерживаются говорить до февраля-марта. Тем более что, по некоторым оценкам, признаки экономической депрессии в Тюмени пока проявляются в меньшей степени по сравнению с соседними крупными городами.
Источник: www.Exp-Edition.ru
|