Население: 501800 человек
Печатных изданий: 25
Описание: Томск - город в России, административный центр одноимённых области и района. Расположен на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь. Крупный образовательный, научный и инновационный центр Сибири: 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Город богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII-XX веков. В городе проживают 501,8 тысяч человек, на территории муниципального образования - 521,6 тысяч человек (на 2009 год). Томск, его город-спутник Северск и пригороды формируют Томскую городскую агломерацию с населением около 702 тысяч человек (2009).
Географическое положение: Томск расположен на границе Западно-Сибирской равнины и отрогов Кузнецкого Алатау на правом берегу реки Томи, в 50 км от места её впадения в Обь. Город расположен на краю таёжной природной зоны: к северу простираются труднопроходимые леса и болота, к югу - чередуются леса и лесостепи. Расстояние до Москвы - 3,5 тыс. км.
В 12 км к северу от Томска расположен закрытый город Северск, в советские времена называвшийся "Томск-7" или, в неформальной речи, "почтовый", "пятый почтовый".
Площадь города - 294,6 кв. км. Улица Льва Толстого в Томске проходит вдоль 85-го меридиана восточной долготы.
Экономика.
Промышленность:
- Нефтегазовая отрасль: Востокгазпром, Газпром трансгаз Томск, Томскнефтехим, Томскподводтрубопроводстрой;
- Фармацевтическая промышленность: ФГУП НПО "Вирион", Томскхимфарм;
- Пищевая промышленность: кондитерская фабрика "Красная звезда", Томское пиво, дрожжевой завод, "Томские мельницы", Сибирская аграрная группа, несколько хлебозаводов, две птицефабрики;
- Машиностроение: НПЦ "Полюс", ПО "Контур", Томский подшипник, Манотомь (манометровый завод), Сибэлектромотор, Томский завод режущих инструментов, Томский электротехнический завод, Томский электромеханический завод, Томский электроламповый завод, Томский завод электроприводов;
- Производство строительных материалов и строительство: Комфорт-Т, Томский домостроительный комбинат, СУ-13, Томская промышленно-строительная компания;
- IT: R70 (веб-студия), СМС-клиент (смс-рассылка);
- Другие: Спичечная фабрика "Сибирь", Сибкабель, Томкабель, Томский завод резиновой обуви, Сибирская карандашная фабрика, Артлайф.
Энергетика: Томская энергосистема - старейшая в Сибири, её история начинается с 1 января 1896 года, когда в Томске была введена в строй первая электростанция ТЭЦ-1. В мае 1943 года началось строительство, а 28 мая 1945 года вошла в строй первая очередь ГРЭС-2, в 1982 году началось строительство ТЭЦ-3, а 29 октября 1988 года был запущен её первый котёл.
Томск потребляет больше электроэнергии, чем вырабатывает. Основной объём электрической и тепловой энергии вырабатывают ГРЭС-2 (281 МВт, 755 Гкал/час) и ТЭЦ-3 (140 МВт, 670 Гкал/час), принадлежащие ОАО "ТГК-11", а также использовалась тепловая энергия, вырабатываемая в Северске (так называемое "дальнее тепло"). ТГК-11 планирует строительство энергоблока мощностью 450 МВт на ТЭЦ-3.
Транспорт: Со времён постройки Транссиба Томск является почти транспортным тупиком, количество транзитного транспорта очень невелико.
Воздушное сообщение: Первый полёт самолёта в Томске состоялся в 1911 году. Регулярные полёты в Томск начались в середине 1930-х годов, самолёты летали в Новосибирск, Колпашево, Каргасок. В послевоенные годы городской аэропорт находился на Каштаке, в 1967 году был открыт аэропорт Богашёво, в 20 км к югу от Томска. Аэропорт имеет одну асфальтобетонную ВПП длиной 2,5 км и может принимать воздушные суда взлётной массой до 290 тонн. Регулярные рейсы в Москву, Иркутск, Сочи, Нижневартовск, Стрежевой, Сургут, Екатеринбург.
Автомобильные дороги и инфраструктура:
- северное ответвление федеральной автомагистрали М53 "Байкал" Новосибирск - Иркутск;
- автодорога Р 398 в Колпашево;
- автодорога Р 400 в Мариинск;
- Северная широтная магистраль Пермь - Сургут - Томск (строится).
В городе имеется два моста через Томь: Коммунальный (южный) и Северский (северный).
Железные дороги: Томск - небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга - Белый Яр (Томская ветвь), соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.
Построенная в 1896 Транссибирская магистраль прошла в обход крупнейшего на то время в Сибири города, к Томску была проложена тупиковая ветвь. В конце XIX века появилась идея построить ещё одну железную дорогу до Енисейска, однако лишь в 1939 заключённые построили первый её участок до Асино, а позже строительство линии на Енисейск перестало быть актуальным.
До 1961 года существовала Томская железная дорога. В настоящее время Томская ветвь относится к Западно-Сибирской железной дороге - филиалу ОАО "Российские железные дороги". Поезда из Томска ходят в Адлер, Анапу, Асино, Барнаул, Белый Яр, Москву (фирменный поезд "Томич"), Новокузнецк, Новосибирск, Тайгу.
Водный транспорт: Речные перевозки в основном осуществляются Томской судоходной компанией. Пассажирские рейсы отправляются от речного вокзала, используются теплоходы типа "Заря", "Москва". Ранее использовались также суда типа "Ракета", "Метеор". В летнее время действуют рейсы до Семейкина острова, Нижнего склада и др. Речные суда также используются для организации загородных прогулок, отдыха на воде. Перевозка грузов в период навигации по Оби и её притокам.
Городской транспорт: Основные городские и пригородные пассажирские перевозки выполняются автобусами типа ПАЗ (914 штук в 2009 году). Всего в Томске около 40 автобусных маршрутов, перевозчики - частные предприниматели, "дочки" ОАО "Томскавтотранс", муниципальное "Трамвайно-троллейбусное управление".
Из видов общественного транспорта также имеются троллейбус (с 1967 года, 7 маршрутов, 82 единицы, 93,4 км), трамвай (с 1949 года, 5 маршрутов, 43 вагона, 45,7 км) и такси (около 70 небольших фирм в 2005 году).
|